Дело о морской карте и мелях рассмотрел арбитраж

Дата: 15 августа, 7:47
15.08.2025 Источник: fishnews.ru

Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды попыталось взыскать с Минобороны и подведомственного ему картографического учреждения по 200 млн рублей убытков за посадку на мель научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». По мнению УГМС, причиной аварии стала неточность морской карты.

ЧП произошло 24 июля 2023 г. в Австрийском проливе архипелага Земля Франца-Иосифа в Баренцевом море, сообщает корреспондент Fishnews со ссылкой на материалы арбитражного процесса.

Комиссия по проведению служебного расследования выяснила, что на государственной морской навигационной карте и в лоции на месте посадки на мель указана минимальная глубина 20 м. Однако фактические промеры показали глубину от 2 до 7,2 м, что и послужило поводом для обращения в суд.

В арбитраже выяснилось, что карта была составлена по промерам глубин, выполненных в навигацию 1974 г. При этом на ряде участков рельеф дна не был освещен в полной мере из-за недостаточной подробности промеров.

По мнению суда, карта и лоция были снабжены предупреждением о соблюдении особой предосторожности плавания в этом районе. Также были представлены рекомендованные пути следования в проливе, от которых судно отклонилось (как пояснил истец, из-за ледовых полей и айсбергов).

Суд первой инстанции отказал истцу в его требованиях, придя к выводу, что капитан судна проигнорировал предупреждения и рекомендации.

Апелляционный суд оставил решение в силе, отметив, что обязанность обеспечить сплошное покрытие карт достоверными, актуальными в любой момент времени и достаточными для безопасности мореплавания значениями глубин в любой точке Мирового океана законодательно не закреплена и не выполнима для гидрографической службы любого государства.

«Причиной аварии явилось нарушение командным составом судна техники безопасности хождения в сложных условиях ледовой обстановки, игнорировании всех рекомендаций и предупреждений, указанных в картах, лоциях и иных навигационных пособиях», — сказано в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.