Единственное в России судно-музей вернулось после ремонта в Калининград

Дата: 15 февраля, 8:50
15.02.2025 Источник: rg.ru

Средний рыболовный траулер "СРТ-129" вернулся в российский эксклав после докового ремонта. На верфи в городе Светлом он пробыл больше двух месяцев. Судостроители провели колоссальную работу по восстановлению корпуса судна, которое 19 февраля вновь откроют для посетителей Музея Мирового океана.

Сейчас на траулере еще пахнет свежей краской. Все элементы блестят, палуба натерта, и судно выглядит так, будто только спустилось на воду. Но буквально пару месяцев назад его состояние вызывало серьезные опасения. Металл в отдельных частях корпуса прохудился настолько, что через корму можно было увидеть небо. Музейный экспонат пришлось в срочном порядке спасать.

- Траулер построили в 50-х годах прошлого века. Обычно суда такого класса столько не живут, а срок их эксплуатации составляет 25-30 лет максимум. СРТ-129 спасает статус музейного объекта, который до сих пор позволяет посетителям подниматься на его борт. Когда мы загнали траулер в док и провели дефектовку, то его состояние оказалось хуже, чем мы предполагали. На заводе заменили более 15 тонн металла наружной обшивки, практически полностью переварили корму и главную палубу, - прокомментировал генеральный директор Музея Мирового океана Денис Миронюк.

К процессу подошли с осторожностью, ведь на борту по-прежнему оставалась экспозиция. Все предметы бережно вынесли, стеллажи демонтировали, после чего начали кропотливо восстанавливать поврежденные участки корпуса. Фактически СРТ-129 разобрали на части, которые затем вновь собрали вместе, словно мозаику.

Во время ремонтных работ за траулером присматривал его экипаж во главе с капитаном Сергеем Стативой. В команде - десять человек. Все они в прошлом опытные моряки, знающие толк в своем деле. Никаких послаблений во время стоянки в доке не делали: экипаж продолжал нести суточную вахту.

- Нужно было присматривать за огневыми работами, выдавать разрешения и допуски для их ведения, зачищать судно. Одним словом, работы было много, и назвать это время отпуском никак нельзя. Мы трудились вместе с мастерами и сварщиками судостроительного завода, - отметил капитан.

Капитан судна Сергей Стативо ударил в рынду. Фото: Пресс-служба Музея Мирового океана

Уникальность калининградского рыболовного траулера заключается не только в его статусе музейного экспоната. По словам научного сотрудника музея Ирины Бойкиной, раньше такие суда составляли основу рыболовного флота России. Преимущественно на них добывали сельдь. Проект оказался настолько успешным, что многие СРТ позднее переоборудовали для научно-исследовательской работы.

Калининградское судно изначально строили как небольшой, маневренный, не ограниченный районом плавания логгер. Именно на нем рыбаки должны были выйти на промысел в Балтийское море. Однако военным в то время срочно понадобилась судно размагничивания, и теперь уже музейный экспонат переоборудовали под потребности и запросы того времени. Так СРТ-129 начали использовать на Балтийском флоте уже в статусе корабля. Затем его передали Музею Мирового океана. Теперь здесь рассказывают о героическом труде калининградских рыбаков, судомехаников и инженеров.

Прикоснуться к истории помогает, конечно, экспозиция, которую после завершения всех ремонтных работ бережно восстановили. Она рассказывает о становлении рыбной отрасли, когда в 1950-х первые переселенцы искали новые участи промысла в Балтийском море, чтобы прокормить после войны не только Калининградскую область, но и всю нашу огромную страну. По примерным подсчетам, около десяти процентов всех рыбных запасов России добывали именно в Янтарном крае на средних рыболовных траулерах. В какой-то степени СРТ-129 стал образцом для судостроительной отрасли того времени, поскольку использовал уникальные методы донного и траулерного лова.

Официально траулер откроют для посещения 19 февраля

У коллектива Музея Мирового океана большие творческие планы на судно. Сейчас стартовала подготовка к празднованию 80-летия Калининградской области, которое весь регион отменит в 2026 году. По этому случаю на траулере существенно обновят экспозицию.

Всех секретов выдавать не стали, но отметили, что новыми выставочными предметами станут, например, массивные траловые доски. С их помощью продемонстрируют ту непростую физическую и техническую работу, которую моряки выполняли на логгерах в открытом море и в океане.

Справка "РГ"

СРТ-129 передали Музею Мирового океана в 2008 году. Его сразу отправили на первый доковый ремонт, в ходе которого судно восстановили практически с нуля. Первые посетители поднялись на борт нового музейного объекта в апреле 2009 года. Внутри создали музейную экспозицию, посвященную истории рыбопромыслового флота России и Калининградской области.

Всего за 35-летнюю историю калининградского музея его суда отправляли на ремонты десять раз. СРТ-129 проходил эту процедуру трижды.

Кстати

По действующему законодательству большинство российских судов в обязательном порядке должны проходить доковый ремонт с определенной периодичностью. В противном случае, Российский речной регистр просто не выдаст разрешение на его выход в море и не допустит экипаж с посетителями на борт.

- Докование судна происходит следующим образом: корабль заводят в плавучий док, поднимают из воды, очищают всю подводную и надводную части от грязи и краски. Специалисты замеряют толщину металла и определяют степень износа корпуса. На общую площадь судна допускается не более 20 процентов износа металла. После того, как инспекция убедится, что в замене металла нет необходимости, приступают к покраске корпуса и восстановлению всех механизмов, - рассказал главный специалист по флоту Музея Мирового океана Алексей Шуткин.

В случае с СРТ-129 проверили пожарную систему - запорные пожарные вентили, систему извещения, электричество, обновили и заменили палубный настил. После этого сотрудники ведомства сделали заключение и выдали классификационное свидетельство на следующий период эксплуатации.

Раз в три месяца музейные суда проверяет Государственный портовый контроль, а их исправное техническое состояние непрерывно поддерживает экипаж.