Как создавалась серия из шести малых рыболовных сейнеров проекта 04130

Дата: 2 декабря, 9:35
02.12.2025 Источник: paluba.media

Петербургское конструкторское бюро «Форсс Технологии» стало победителем Первой национальной премии морской отрасли России «Морской Олимп». На этот конкурс, проводимый в двух номинациях, было представлено 111 проектов. Итоги авторитетные эксперты подвели на 18-й международной выставке-форуме «НЕВА 2025». В номинации «Лучший в море» лауреатом стала компания «Форсс Технологии» — автор проекта нового скоростного пассажирского катамарана «Форт Кроншлот» проекта 04580 («Котлин»). Шесть судов этого проекта уже работают на водной линии между Петербургом и Кронштадтом.

Кроме катамарана-победителя, в первую десятку рейтинга лучших судов России, по мнению жюри, вошли еще два проекта, созданных конструкторами «Форсс Технологии». Одним из них стал проект под номером 04130 — серия из шести малых рыболовных сейнеров. Построенные суда этой серии обладают высокими техническими характеристиками и мореходными качествами. Они воплотили в себе лучшие инженерные решения по своей специализации, обеспечив максимальное импортозамещение. Но этому результату предшествовала напряженная и необычная по своему драматизму работа. Специфика создания этой серии сейнеров заслуживает особого внимания.

Рождение проекта

Идея создания этих малых сейнеров принадлежит руководителю крупного рыбопромыслового предприятия Камчатского края, председателю рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина Сергею Борисовичу Тарусову. Новые современные высокотехнологичные сейнеры понадобились колхозу на замену устаревших малых рыболовных сейнеров типов МРС-80 и МРС-150, которые эксплуатировались уже более 30 лет и выработали свой ресурс. Простимулировала обновление малого рыболовецкого флота государственная программа инвестиционных квот.

На переднем плане — старый малый рыболовный сейнер МРС-150, за ним — строящийся корпус нового сейнера проекта 04130 / Фото: Форсс Технологии

Колхоз предпринял несколько попыток разместить заказ на строительство новых МРС на крупных верфях, чьи конструкторские бюро могли бы подготовить и проект. Успеха они не имели: верфи были перегружены крупными заказами. Тогда руководство колхоза решилось на беспрецедентный шаг — заказать проект и построить суда самостоятельно у себя на Камчатке. Вынужденное, но смелое решение. Риск, на который никто из подобных рыболовецких предприятий не решался. Часть риска должна была взять на себя компания-проектант, которой стало конструкторское бюро «Форсс Технологии».

Так родился проект 04130.

Заказчик в конструкторское бюро прислал короткое техническое задание на проектируемое судно, с учетом задач, которые ему предстояло решать. Какое же судно хотел получить заказчик?

Судно предназначалось для прибрежного лова в условиях Камчатки. Длина его не должна превышать 30 метров. Оно должно быть современным и соответствовать высоким мировым стандартам. В проекте судна требовалось учесть мелководье местных рек, отсутствие портов в районе промысла. При этом судно должно иметь малую осадку, чтобы получить возможность близко подходить к необорудованному берегу для перегрузки улова. Корпус нового судна должен иметь достаточный запас прочности для работы в условиях припайного льда.

Для заказчика было также важно, чтобы новый сейнер обладал более вместительным, чем у предшественников, трюмом, что позволило бы судну делать меньше рейсов, перевозя улов, экономя топливо и человекоресурсы. Плюс ко всему планировалась серия из шести корпусов.

Начало проектирования

Для работы над проектом была сформирована группа конструкторов во главе с заместителем генерального директора конструкторского бюро Владиславом Шишкарёвым, который был назначен главным конструктором проекта.

По словам Владислава, к творчеству конструкторов побуждала возможность быть причастными к созданию проекта, который мог бы стать прецедентом в отечественном судостроении, причастными к созданию судов, которые не строили со времен Советского Союза. К тому же на Камчатке вообще до этого не строились новые суда.

В ходе начального периода проектирования представители группы конструкторов неоднократно выезжали на Камчатку — нужно было изучить особенности МРС-150, побеседовать с капитанами, механиками этих судов, услышать их пожелания по проектным узлам будущего судна.

Модельные испытания сейнера проекта 04130 в опытовом бассейне / Фото: Форсс Технологии

Прежде чем утвердить окончательные обводы корпуса, конструкторы провели модельные испытания. Были изготовлены две масштабные модели (3 метра и 5 метров длиной), которые испытали в экспериментальном бассейне.

Фото: Форсс Технологии

Испытания подтвердили заложенные характеристики — достаточную скорость и экономичность. В итоге был создан проект судна в формате полноценной цифровой модели. Она насчитывала десятки тысяч деталей и элементов, каждый из которых был впоследствии создан материально.

«Это был необычный и интересный проект. Работа над ним вдохновляла нашу команду, — делится воспоминаниями В. Шишкарёв. — В проекте необходимо было увязать многое: и мореходные качества судна, и необходимость объемного трюма, и потребность в плоском днище. Наши конструкторы нашли оптимальный компромисс, позволивший проекту стать незаурядным».

Новая жизнь Петропавловской судоверфи

Подготовка к строительству началась с прибытия на Камчатку группы сопровождения проекта, состоящей из инженеров-конструкторов конструкторского бюро «Форсс Технологии».

Первая задача — поиск производственной площадки для строительства новых судов. В результате недолгих поисков выбор пал на Петропавловскую судоремонтную верфь. Завод, основанный в 1936 году, когда-то был крупнейшим судостроительно-судоремонтным предприятием на Дальнем Востоке. Здесь ремонтировали рыбопромысловые суда, подводные лодки, обслуживали плавбазы. Однако, как и множество похожих предприятий, история не пощадила верфь: некогда большое производство было полностью заброшенным. В эллинге не было оборудования, местами отсутствовала крыша, выбиты окна.

Вторая задача — силами местных рабочих и приглашенных кораблестроителей из Петербурга и Калининграда вдохнуть в заброшенный эллинг новую жизнь. Все строительные работы координировала и сопровождала группа специалистов «Форсс Технологии».

Закладка головного судна «Апача» состоялась в День России 12 июня 2021 года. В цехах организовали крупноузловую сборку: листовой металл и профили резались по чертежам и сваривались в укрупненные секции, которые затем собирались в корпус. Чтобы формировать правильные обводы, конструкторы разработали специальные шаблоны-рамы, на которых навешивалась наружная обшивка.

«Полноценной стапельной оснастки не было, поэтому сам проект на ходу пришлось адаптировать к «гаражным» условиям. Форма корпуса определялась не только расчетами гидродинамики, но и принципами технологичности: ее сделали простой и удобной для сборки буквально «на коленке». Конструкция корпуса должна была прощать неточности и кустарные условия, с которыми мы столкнулись,» — с улыбкой говорит В. Шишкарёв.

Уже к августу 2023 года корпус первого сейнера «Апача» был готов к спуску. Однако возникла техническая сложность: чтобы вывезти собранное судно вместе с рубкой не хватало высоты эллинга. Пришлось идти на хитрость: надстройку не достраивали до конца, а сняли и перевезли отдельно.

Выкатка корпуса головного сейнера проекта 04130 из цеха Петропавловской судоремонтной верфи к месту спуска / Фото: Форсс Технологии

Для доставки самого 26-метрового корпуса от цеха до воды был сооружен самодельный судовозный транспортер. На сварную раму установили самовыравнивающиеся колеса и опоры киля. Обычный большегрузный самосвал медленно протащил конструкцию около 400 метров от верфи до спусковой площадки на берегу. Там корпус подхватил плавучий кран, который подержал судно на стропах над водой, а такелажники вытянули опорную раму из-под киля и переместили к воде.

Корпус головного сейнера «Апача» плавно погрузился в воды Авачинской губы 31 августа 2023 года.

Фото: РС / Е.В. Белов

После спуска корпус отбуксировали на территорию базы колхоза — в бухту Сероглазка, где находятся причалы и рыбзавод предприятия. Прямо на пирсе под открытым небом в 10 метрах от воды был развернут временный достроечный участок. На нем корпусу вернули достройку. В соответствии с проектом новое судно оснастили рыбооткачивающим оборудованием, комплектом новейших электрораспределительных устройств и систем автоматизации. Установили рубку, мачты и такелаж.

Параллельно в цехах верфи шла сборка корпусов следующих судов. Таким конвейерным методом к концу 2024 года были выстроены корпуса всех шести судов серии. Оставалось еще покрасить и высушить эти корпуса, что и было сделано на свежем воздухе — камчатский ветер сработал лучше любых сушек и вытяжек.

Наконец, после проведения ходовых испытаний 12 марта 2024 года на головном судне проекта 04130 «Апача» был поднят Государственный флаг Российской Федерации.

Маленький универсальный рыболов

Судно проекта 04130 представляет собой малый рыболовный сейнер длиной 26,5 метра с широким корпусом и вместительным трюмом. Хотя по размеру он близок к старым МРС-150, это уже не «маломерка», а современное судно для прибрежного лова с улучшенными характеристиками и возможностями, специально спроектированное для работы в условиях Камчатки.

Конструкция корпуса уникальна тем, что не имеет ярко выраженного киля. Донные конструкции усилены, днище плоское в средней части, и благодаря этому судно может буксиром или трактором быть вытянуто на гладкий берег для мелкого ремонта или в ожидании навигации.

Фото: Правительство Камчатского края

Также среди ключевых особенностей сейнера можно выделить минимальную осадку — примерно 1,8 метра. Она позволяет судну заходить в устья рек и близко подходить к необорудованному берегу. Рыбаки могут доставлять улов прямо на прибрежные заводы, не тратя времени на переход к крупным портам и перегрузку на мелкие суда. Для Камчатки с ее «распыленной» инфраструктурой это критически важно.

Кроме того, сейнеры получили класс прочности корпуса Ice1 (первая ступень ледового усиления). Они способны безопасно работать в ледовых условиях припайного льда и заберегов — например, в межсезонье, когда вода начинает схватываться при минусовых температурах. Иными словами, флот больше не простаивает зимой: промысел может продолжаться круглый год, расширяя сезон лова.

Фото: Правительство Камчатского края

Грузовой трюм — 90 кубометров, что эквивалентно 100 тоннам сырца. Для сравнения: у старого МРС-150 трюм вмещает всего 20 тонн улова. Таким образом, каждый новый сейнер за один рейс перевозит в 4–5 раз больше рыбы, чем его предшественник.

На сейнере установлено современное промысловое оборудование. Снюрревод (донный невод) для вылова донных пород рыб, а также специальный вакуумный насос, который позволяет за считаные минуты перекачивать рыбу из трюма по шлангам либо «через борт» на плавбазу, либо на берег.

Фото: Форсс Технологии

Внутренние помещения сейнера спроектированы по высоким современным стандартам: в каждой каюте по два спальных места, есть отопление, вентиляция, гальюн с душем, камбуз с техникой. Экипаж — восемь человек. Улучшенные условия сразу сказались на привлечении кадров в экипаж. Заявок от желающих работать на новом сейнере в несколько раз больше, чем мест.

Основные характеристики судна проекта 04130:
Длина, м 26,45
Ширина, м 8
Высота борта, м 3,65
Полное водоизмещение, т 306
Мощность главного двигателя, кВт 441
Скорость хода, уз 10
Экипаж, человек 8
Автономность, сут 10
Класс РС KM(*)1ce 1R2 AUT 3Fishing Vessel

Назначение судна — комбинированное: в официальном описании указано, что сейнер предназначен для «вылова и транспортировки сырья наливом в трюме на береговую фабрику». То есть судно может не только ловить рыбу неводом, но и работать как транспортер живой охлажденной рыбы.

От постройки до промысла

Первый сейнер серии «Апача» получил имя по названию рабочего поселка. В дальнейшем все шесть судов этой серии стали носить имена в честь камчатских рабочих поселков. Ко времени подъема на «Апаче» Государственного флага у верфи уже стояли спущенными на воду корпуса второго и третьего судов. Им присвоили имена «Сокоч» и «Карага». Осенью 2024 года было спущено на воду четвертое судно серии — «Карымай». Наконец, 18 апреля 2025 года состоялся спуск на воду двух заключительных сейнеров — «Авача» и «Октябрьский».

Фото: Форсс Технологии

После их достройки и испытаний в мае 2025 года они вслед за предыдущими вошли в состав промыслового флота колхоза им. В.И. Ленина.

«Таким образом, проект 04130 был реализован полностью. Он был создан в Петербурге и, преодолев 8 тысяч километров, прибыл в Петропавловск-Камчатский, чтобы там стараниями и талантом болеющих за дело людей воплотиться в жизнь и приносить пользу. Колхоз получил шесть новых и современных МРС, причем менее чем за 4 года с момента закладки первого. А Камчатка в придачу получила действующую верфь. Сложившиеся бригады судостроителей остались на ней работать. А группа инженеров-конструкторов «Форсс Технологии», сопровождающих строительство судов своего проекта, вернулась в Петербург. В их компьютерах стали рождаться новые амбициозные проекты… Но ту, камчатскую часть жизни им уже никогда не забыть. Даже когда поблекнут и забудутся многие остальные события, — подводит итог Владислав.

Серия малых рыболовных сейнеров проекта 04130 стала первой в России завершенной серией судов, построенных по государственной программе инвестиционных квот. Все суда проекта построены в срок и из отечественных комплектующих. А сам проект стал синонимом возрождения рыболовного флота России. Колхоз им. В.И. Ленина выполнил взятые на себя обязательства, получив собственные квоты на вылов, тем самым увеличив свой производственный потенциал. Уже сейчас в инвестиционном портфеле колхоза числится 12 современных судов, один из которых — супертраулер «Виктор Гаврилов», самое крупное рыболовное судно России, — строится в Калининграде по проекту и при инженерном сопровождении компании «Форсс Технологии».