Как создают самую грандиозную серию краболовов в истории отечественного судостроения

Дата: 19 декабря, 16:14
19.12.2024 Источник: paluba.media

На Находкинском судоремонтном заводе (НСРЗ) продолжается строительство самой большой серии краболовных судов. Одновременно здесь сейчас создается более десятка краболовов. Заказ настолько масштабный и уникальный, что этим летом «Медиапалуба» решила отправиться из Петербурга в Приморский край и увидеть своими глазами мощности, на которых возводится грандиозная серия. Из поездки мы привезли очередной репортаж: по традиции с фотографиями, инсайдами и описанием технологий строительства понятными словами.

Краболовы

Большая стройка в Находке началась в июне 2020 года, когда здесь заложили первые восемь краболовов проекта CCa5712LS. Шесть из них — по заказу группы «Антей» (для входящих в холдинг предприятий «Антей Север» и «Алестар»), и два — для «Тихоокеанской рыбопромышленной компании».

От судов действующего крабопромыслового флота новую линейку отличает ледовый класс корпуса, девять RSW-танков для хранения и перевозки живого краба в специальных клетях, вдвое увеличенные площади промысловой палубы и количество промыслового оборудования, современные двигатели с низким расходом топлива и малой токсичностью выхлопных газов.

Сегодня шесть корпусов уже находятся на воде, еще два готовы к спуску по корпусной части и ожидают заключительной загрузки оборудования, необходимого для спуска на воду. Головное судно завод передал заказчику, оно уже вышло на промысел.

Фото: Медиапалуба

На заводе приступили к строительству еще шести новых краболовов. Часть из них также строится в интересах компаний, входящих в группу компаний «Антей». К судам проекта CCa5712LS добавилось несколько единиц нового проекта CCLC600 от конструкторского бюро «Петробалт».

Сводка о краболовных судах проекта CCLC600 от КБ «Петробалт»: 

Новый проект, по словам разработчиков, отличается особой ходкостью как на спокойной воде, так и в штормовых условиях. Форма носовой оконечности корпуса снижает влияние волнения: при прохождении большой волны судно в начальный момент прорезает волну, затем за счет полных обводов надводной части начинает всходить на волну. Это благоприятно сказывается не только на самочувствии экипажа, но и на качестве краба. Также проект предполагает электродвижение.

Основными источниками электроэнергии являются три ГДГ, расположенные в машинном отделении  в средней части судна. Нагрузка от судовых потребителей равномерно распределяется между ДГ, они работают в оптимальном режиме, что положительно сказывается на ресурсе энергоустановки.

В состав пропульсивного комплекса входит носовое подруливающее устройство мощностью около 200 киловатт и две независимые полноповоротные винторулевые колонки с гребным электродвигателем, которые обеспечивают улучшенную поворачиваемость при малых скоростях движения, отличную маневренность и точное позиционирование при швартовке, выходе из порта и проведении промысловых и грузовых операций в море.

Благодаря размещению машинного отделения в средней части судна, к носу от грузовых трюмов и рабочей палубы, выполнена оптимизация грузовых устройств: предусматривается один электрогидравлический кран со складной стрелой грузоподъемностью 2,3 тонны на вылете 16 метров.

Параллельно завод начал строительство краболова другого проекта — 03141, разработанного калининградской компанией «СК Викинг», и серии из двух краболовов проекта GM 5.03, разработанного петербургской компанией «Глобокс».

Головной краболов проекта CCa5712LS «Капитан Хазан» уже прошел ходовые испытания, а в апреле на нем подняли государственный флаг, ознаменовав тем самым передачу судна заказчику. На финальном этапе заводчане внесли последние корректировки, основанные на пожеланиях экипажа.

Фото: Медиапалуба

Как и все судостроительные предприятия, НСРЗ столкнулся с проблемой поставки комплектующих, в первую очередь это коснулось главных двигателей. На четыре корпуса уже погружены агрегаты японской марки Yanmar, еще два комплекта ждут очереди на отгрузку на складе. Судьба насыщения еще двух корпусов пока не разглашается.

К погрузке и монтажу на краболовы готовят палубное оборудование Palfinger.

Фото: Медиапалуба

Производство

Производственные площадки НСРЗ оборудованы как под судостроение, так и под ремонт. Функционируют корпусно-сварочный, механосборочный, доково-ремонтный, энергомеханический, малярный и трубопроводный цехи. Еще есть мобильный цех по дробеструйной очистке, окраске и сушке металлоконструкций со встроенной системой поддержания микроклимата.

Большую часть работ заводчане выполняют собственными силами, на подряд по судоремонту идут изоляционные работы, обстройка помещений и монтаж мебели. По судостроению — окрасочные, электромонтажные, изоляционные, трубопроводные работы, а также обстройка помещений и монтаж мебели.

В сборочном цеху зарождаются конструкции будущих корпусов. Здесь производят и предварительно собирают металлоконструкции: заготавливают и нарезают листы, которые в дальнейшем используют на проектах и судоремонта, и судостроения.

Помещение заполнено спецоборудованием для обработки и разделки металла: стоят станки плазменной резки, листогибочные прессы, сверлильная техника и прочее.

Система строительства судов основана на создании отдельных секций и их дальнейшей сборке воедино — это похоже на конструктор. Сначала небольшие блоки изготавливают на постелях, и так работники получают доступ к верхней и нижней частям конструкции. Сейчас здесь как раз работают над секциями для новых краболовов.

Далее секции на транспортерах доставляются на достроечный стапель, где их собирают воедино и формируют в корпус. Здесь же после производится погрузка крупногабаритного оборудования (систем жизнеобеспечения краба, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, санитарных кабин и подобного), ведутся работы по насыщению судовыми системами, а также производится монтаж фундаментов под мелкое оборудование. Для спуска судов на воду используется поперечный слип.

Фото: Медиапалуба

Помимо краболовов

Хотя краболовная серия на сегодня — это главный заказ, у предприятия есть еще много проектов, заслуживающих интереса.

Например, когда-то НСРЗ был одним из главных подрядчиков в строительстве знаменитого моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Предприятие изготавливало и поставляло крупногабаритные металлоконструкции, необходимые для возведения.

Еще каждый год на обслуживание сюда заходит известное российское краново-монтажное трубоукладочное судно «Академик Черский». В частности, здесь приводят в порядок уникальные детали трубоукладчика. На фото — обновленные барабаны для канатов судна.

Фото: Медиапалуба

Вообще, Находкинский завод на Дальнем Востоке считается специалистом в ремонте и создании разного рода крупногабаритных конструкций, зачастую нестандартных обводов. Отчасти такой статус появился благодаря удобному географическому положению и имеющимся подъездным путям для всех видов транспорта. Так, НСРЗ может выполнять комплекс погрузо-разгрузочных работ любой сложности и имеет практически неограниченные возможности по транспортировке собственной продукции и любых других грузов и объектов.

Судоремонт

На территории завода осуществляется доковый ремонт судов и кораблей. В корпусно-сварочном цехе ремонтируют корпусные конструкции и комплектующие (палубные механизмы и грузовые лебедки, шпили, брашпили и прочее). За обслуживание винторулевой группы, главных и вспомогательных двигателей, насосов, сепараторов отвечает доково-ремонтный цех, а механическое производство обеспечивает ремонт радионавигационного оборудования, судовой автоматики и других механизмов.

Доково-ремонтный цех оснащен внушительным станочным парком. В частности, здесь есть токарный станок, который позволяет обрабатывать валы длиной до 15 метров. Также есть отделы с производственными площадками по электрике, трубопроводным системам и малярный цех.

Для судоремонтных работ на территории действуют шесть причалов общей протяженностью 904 метра и два глубоководных пирса, на которых установлены краны грузоподъемностью от 10 до 32 тонн.

Полный цикл производства обеспечивает плавучий док грузоподъемностью 8500 тонн. Общая длина сооружения достигает 155 метров, ширина для судна — 25,5 метра. Здесь установлены два крана грузоподъемностью по 5 тонн каждый. Иногда, во время полной загрузки, в док одновременно ставят по два судна.