Планы на вылов осенней кеты в Хабаровском крае завышены — ихтиологи

Дата: 28 мая, 7:49
28.05.2025 Источник: transsibinfo.com

В августе в Амур начнет возвращаться осенняя кета поколения 2021 года. Тогда, согласно данным общественного мониторинга, нерестовые участки реки были практически пустыми. Планировалось выловить 13 093 тонны, однако на деле удалось добыть только 44% от указанного объема.

Несмотря на этот опыт, на 2024 год озвучен прогноз добычи — 12 069 тонн. Многие ихтиологи предполагают, что оценка, сделанная Хабаровским НИИ рыбного хозяйства, снова далека от действительности — как было неоднократно в прошлом. На первый взгляд ошибка кажется несущественной: ну уменьшится фактический вылов, и ладно. Однако завышенные прогнозы приводят к переоценке запасов лососей в Амуре, провоцируя чрезмерный вылов. Меры по реальному сохранению популяций при этом не принимаются.

Риски для популяции.

Запасы лосося складываются из двух составляющих — добытой и нерестовой частей, каждая из которых должна быть примерно равной. Например, при прогнозе вылова осенней кеты на 13 тысяч тонн в 2020 году исходили из общего наличия 26 тысяч тонн рыбы. На деле же вылов составил лишь 7,8 тысячи тонн, и научный расчет оказался завышен в 3,5 раза. Рыба, пропущенная для воспроизводства, практически отсутствовала.

    — В 2021 году я лично обследовал нерестилища на Анюе — главной нерестовой реке региона, — рассказывает Михаил Скопец, кандидат биологических наук, эколог и специалист по тихоокеанским лососям. — Тогда ситуация была катастрофической: на всем участке насчитали всего 57 особей. У этого поколения крайне низкая численность. Именно оно должно вернуться нынешней осенью — ловить эту кету просто недопустимо! В 2021 году на нерест шло поколение 2017 года, когда ситуация также была нехорошей. Биологического обоснования для объявленного прогноза нет.

Эксперт обращает внимание, что при расчетах не учитывается вылов аляскинской кеты не только в устье Амура, но и в акватории Сахалина, где косяки рыбы, двигаясь на нерест, обходят остров в районе Рыбновска. Квоты сахалинских рыболовов из общей разрешенной добычи выделяют отдельно, но при расчете амурских объемов их не вычитают. Помимо этого, значительная часть рыбы оказывается в руках браконьеров или становится материалом для рыбоводных заводов, что также не включается в отчетность. Есть еще доля, предназначенная для традиционного промысла коренных народов региона.

    — Все эти потери и вычеты необходимо закладывать в общий баланс с самого начала, а проходную часть, необходимую для нереста, сохранять безусловно. Оставшийся объем можно направлять на промышленный вылов, — поясняет Михаил Скопец. — Сейчас же приоритеты, к сожалению, расставлены наоборот.

Руководство ХабаровскНИРО уже не первый год публикует чрезмерно оптимистичные прогнозы, прекрасно осознавая суть происходящего, утверждает один из ученых. Однако, находясь в подчинённом положении, специалисты вынуждены озвучивать именно те цифры, которые от них требуют.

    — Ведомственная наука фиксирует те значения, которые выгодны начальству, — объясняет собеседник.

От слабого поколения не жди крепкой популяции.

Еще один известный специалист по лососевым рыбам в Хабаровском крае, Сергей Золотухин, поддерживает точку зрения коллеги — считает, что официальные прогнозы явно завышены и далеки от реального положения дел. По результатам общественного мониторинга, в котором Золотухин также принимал участие, за последние восемь лет в нерестовых реках края наполненность нерестилищ осенней кеты составляла от 0 до 10 особей на 100 квадратных метров, тогда как оптимальное значение — 40 экземпляров.

    — В учреждении опираются на данные собственного мониторинга, при этом часто нарушаются методики, чтобы показатели выглядели лучше. В расчетах всегда завышают численность рыбы, хотя научный подход подразумевает обратное. Поколения осенней кеты последних лет были слабыми, соответственно, высокого потомства ждать не стоит, — отмечает Золотухин.

Дайте лососю шанс!

По мнению ихтиологов, остановить стремительное сокращение численности лосося в Амуре могут лишь крайне решительные меры.

    — Если бы у меня были полномочия, я бы полностью запретил добычу кеты в нынешнем году, оставив право на ловлю только для представителей коренных народов. Необходимо предоставить рыбе возможность добраться до нерестилищ и восстановить численность вида. Только в этом случае через четыре года можно надеяться на положительные изменения, — считает Скопец.

Сергей Золотухин соглашается: предложенный тотальный запрет кажется утопией, потому что ведомственные структуры своих ошибок признавать не склонны.

В 2021 году жители Хабаровского края создали петицию «Нерестилища пусты — долой промысел кеты!», обращая внимание власти на критическую ситуацию с лососями в Амуре. К обращению активно подключались и коренные народы, записывая видеообращения к президенту страны с просьбой вмешаться и разобраться с отсутствием рыбы. Напомним, что кета и горбуша — основная часть этнического питания, без которого этносы, для которых Хабаровский край — историческая Родина, обречены на вымирание.