Российская икра минтая выходит на новый рынок

Дата: 20 декабря, 6:38
20.12.2024 Источник: pollock.ru

Китай является одним из крупнейших рынков сбыта для российских минтайщиков: в прошлом году его доля в суммарном экспорте минтаевой продукции составила 68% по объему и 57% по деньгам. За девять месяцев 2024 года компании КНР импортировали из России 415 тыс. тонн мороженого минтая, 17 тыс. тонн филе и 21 тыс. тонн сурими на общую сумму свыше 471 млн долларов.

«Сейчас, когда роль Китая как крупнейшего потребителя рыбы и морепродуктов растет именно за счет спроса внутри страны, самое время для российских экспортеров начать работу над созданием и развитием новых нишевых рынков. Китайские потребители — очень лояльная аудитория, и при грамотном маркетинге КНР может стать одним из ключевых рынков потребления всего ассортимента продукции из минтая», — прокомментировал президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей БУГЛАК.

Ежегодно российские рыбаки производят порядка 35 тыс. тонн икры минтая и сохраняют мировое лидерство в этом сегменте. По оценкам АДМ, потенциал поставок икры минтая в КНР на первом этапе программы оценивается в более чем 5 тыс. тонн в год. Но в ассоциации понимают, что создание нишевого рынка «с нуля» — непростая задача.

ПЕРВЫЙ ВЫХОД

Площадкой для презентации нового для китайского рынка рыбного продукта стала China Fisheries and Seafood Expo. Крупнейшая в Азии отраслевая выставка прошла с 30 октября по 1 ноября 2024 года в Циндао. Алексей Буглак лично пригласил гостей и китайских партнеров посетить экспозицию ассоциации и
попробовать новинку. Шеф-повар из КНР готовил на дегустационном стенде традиционные китайские блюда, заменив привычные ингредиенты на икру минтая. Причем она использовалась как в качестве основного, так и дополнительного ингредиента. Специально разработанное к выставке меню учитывало кулинарные особенности различных провинций страны.

«Была на стенде также продукция из Японии и Кореи: мы хотели показать, в каком виде едят икру минтая в соседних с КНР странах. Исследования показывают, что вкусы массового потребителя в Китае отличаются, поэтому в данном случае мы преследовали цель ровать популярность продукта в целом», — объяснил руководитель ассоциации. По его словам, при разработке меню выставки АДМ ставила перед собой задачу «погрузить» минтаевую икру в традиционную кухню Поднебесной, привычную и интуитивно понятную. За три дня выставки посетителям China Fisheries and Seafood Expo предложили в общей сложности свыше 1000 порций 10 различных блюд. «Так мы показали, что икра минтая может отлично вписаться в культурный код Поднебесной», — добавил Алексей Буглак.

Стенд АДМ привлек внимание и официальных делегаций. Первую возглавил с китайской стороны руководитель департамента животноводства Министерства сельского хозяйства и развития сельских районов Китая ВАН Лецзюнь, с российской — представитель Росрыболовства в Китае Сергей МИХЕЕВ. Затем дегустацию посетил мэр Циндао ЧЖАО Хаочжи. 31 октября на стенде прошли переговоры с делегацией Народного правительства города Далянь, которую возглавил заместитель мэра ЧУ Тяньюнь. Гости позитивно восприняли идею АДМ о продвижении икры минтая совместно с китайскими переработчиками. Ассоциацию пригласили посетить провинцию Ляонин с презентацией.

ОЦЕНИТЬ ПОТЕНЦИАЛ

Работу по продвижению минтаевой икры в Китае АДМ начала еще в 2017 году, но по ряду причин она была приостановлена. Поэтому нужно время актуализировать данные, выяснить, как изменились потребительские вкусы. Алексей Буглак напомнил, что в КНР укрепился тренд на здоровый образ жизни. Особенно эта тенденция усилилась после пандемии коронавируса. Последовательно растет потребление рыбной продукции. Если много лет основными точками роста
этого рынка был премиум-сегмент — крабы, омары, креветка, охлажденный лосось, то сегодня эксперты считают перспективным сегмент более доступной массовому потребителю продукции. Вместе с тем на китайском продовольственном рынке очень жесткая конкуренция, колоссальный объем предложения новых товаров и продуктов. А значит, за место под солнцем  российской икре минтая придется побороться с другими деликатесами.

Сейчас китайское маркетинговое агентство из Шанхая по заказу АДМ исследует потенциал рынка, в том числе посредством опросов переработчиков и фокус-групп покупателей. Нужно понять отношение местных потребителей к минтаевой икре, выявить предпочтения и возможные барьеры для ее продвижения. По итогам дегустации в Циндао, фокус-групп и серии кабинетных исследований маркетологи предложат конкретные шаги по реализации этой программы. «Если наша гипотеза о перспективах рынка получит подтверждение цифрами, нам предстоит конкретизировать стратегию выхода на рынок и разработать план дальнейших действий уже с подключением участников ассоциации и партнеров в Китае. Икра минтая — это, безусловно, нишевой рынок. Поэтому, на наш взгляд, самой верной стратегией является коллаборация российских рыбаков, поставляющих сырье (мороженую икру), и местных заводов, знающих, какой готовый продукт предложить местному населению», — рассказал Алексей Буглак. По его словам, впереди очень серьезная часть проекта — формирование пула заинтересованных китайских переработчиков для последующего формирования ассортимента продукции из икры минтая и вывода новой линейки на рынок. Пока перспективы этого  амбициозного проекта ассоциация оценивает осторожно, но все-таки рассчитывает, что минтаевая икра способна занять свою нишу на китайском рыбном рынке. «Если мы достигнем объема поставок в 5 тыс. тонн в год, это, конечно, станет значимым достижением. И будет для российских минтайщиков отправной точкой дальнейшей экспансии на рынке», — рассказал Алексей Буглак.