Цены на рыбу растут с разной скоростью

Дата: 23 августа, 6:13
23.08.2025 Источник: t.me/s/ryba_rossii

Интересный обзор недавно опубликовал Норвежский совет по морепродуктам (NSC). В нем главные маркетологи норвежских морепродуктов рассказывают о перспективах роста потребления сайды на фоне удорожания других видов белой рыбы.

Отмечается, что 47% потребителей, опрошенных NSC в прошлом году, называют высокую стоимость препятствием к употреблению морепродуктов. При этом те, кто регулярно ест белую рыбу, все чаще переходят на товары-заменители с учетом их более низкой цены. Так, спрос на треску на основных рынках потребления из-за ее удорожания снижается. По данным британской исследовательской компании Kantar, в Великобритании потребление трески в домашних условиях за последние годы сократилось на 18% (данные по состоянию на февраль 2025 года).

По данным Норвежского центра потребительских исследований (SIFO), за последние три года цены на продукты питания выросли вдвое по сравнению с другими товарами, но белая рыба остается «привлекательным вариантом» для покупателей, ориентированных на низкую цену. В качестве наиболее перспективного товара-заменителя в сегменте белой рыбы NSC называет сайду.

Почему сайда (мнение NSC)

Сайда — универсальный продукт с точки зрения приготовления и подачи, а благодаря низкой цене «приемлемый выбор для ежедневного потребления».

По сравнению с треской и минтаем сайда содержит больше белка: 18,3 гр./на 100 гр. Против 16,4 гр. и 17,4 гр. соответственно. Это может стимулировать спрос на нее среди потребителей поколения Z. Согласно исследованию McKinsey, они чаще покупают здоровую, низкокалорийную, высококачественную, свежую и богатую белком пищу. При этом цена остается для этой аудитории ключевым фактором покупки.

Запасы сайды устойчивы: «в настоящее время это самый популярный вид белой рыбы в норвежских водах», что «подтверждается щедрой квотой на вылов». Это особенно важно с учетом того, что почти 85% потребителей утверждают, что они лично столкнулись с разрушительными последствиями изменения климата, а 46% — что поэтому покупают больше экологически чистых продуктов (данные PWC).

Далее в обзоре NSC рассказывает про ответственное рыболовство в Норвегии, устойчивость запасов и о том, что очевидные изменения в потребительских предпочтениях открывает возможности для продвижения новых продуктов и сайда, которая «была недооцененной рыбой во многих частях мира», могла бы стать альтернативой для потребителей.

Но пока таковой она не стала. На главном рынке потребления белой рыбы – в ЕС – спрос на сайду не растет (в отличие от цены). По данным Eurostat, которые проанализировала ВАРПЭ, в первом полугодии текущего года ЕС импортировал 43,3 тыс. тонн сайды на €151,9 млн, что на 7% меньше в объеме и на 15% больше в деньгах по сравнению с аналогичными показателями 2024 года.

Добавим, что российские рыбаки также ведут добычу сайды. В прошлом году ее вылов превысил 12,8 тыс. тонн, в первом квартале текущего года добыто около 4,6 тыс. тонн.