Запрет на заходы в российские морские порты возрастных судов грозит Дальнему Востоку четырехкратным снижением вылова

Дата: 11 ноября, 8:44
11.11.2025 Источник: pollock.ru

В случае введения ограничений на эксплуатацию судов старше 40 лет количество рыбодобывающего флота в Дальневосточном бассейне сократится в два раза в 2030 году, а к 2035 году — в 3,7 раза до 950 тыс. тонн. Таковы данные исследования Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), которые глава объединения Алексей Буглак представил на совместном заседании Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре и Комитета по рыбному хозяйству «ОПОРЫ РОССИИ».

Возможный запрет захода в российские морские порты рыбопромыслового флота старше 40 лет с 2030 года обсуждался на совместном заседании профильных комиссий ведущих национальных бизнес-объединений в минувший четверг, 6 ноября. В заседании приняли участие вице-президенты РСПП Александр Мурычев и Виктор Черепов, директор Департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса Виталий Клюев, директор Департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац, директор Департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза Александр Малов, заместитель руководителя Росрыболовства Андрей Яковлев, руководитель Российской палаты судоходства Алексей Клявин.

Подробный анализ возможных последствий запрета для основного региона добычи рыбы в России представил президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.

«В случае введения ограничений для судов старше 40 лет к 2030 году количество рыбодобывающего флота в Дальневосточном бассейне сократится в два раза, объем добычи ВБР – на 40%. К 2035 году промысел смогут вести лишь 25% флота, а вылов упадет в 3,7 раза — до 950 тыс. тонн. Еще сложнее ситуация с рефрижераторным флотом: в случае принятия ограничений к 2035 году под запрет попадут 90% таких судов. Таким образом заместить придется порядка 450 единиц», — констатировал глава АДМ.

По его словам, целесообразно и логично, чтобы проектированию новых ограничительных мер к рыбопромысловому флоту предшествовал глубокий анализ результатов двух этапов программы инвестквот и состояния судостроительных верфей, в том числе финансовой и кадровой устойчивости. Так, реальный опыт рыболовного судостроения показывает, что российские верфи не готовы к потоку заказов от рыбаков, построить оперативно еще 450 новых судов они не смогут. Закупить зарубежом такой объем флота также проблематично: иностранные верфи загружены заказами, а предложения «новостроев» на вторичном рынке ограничено и носит единичный характер.

«Важно не забывать и про текущую финансовую устойчивость рыбной отрасли. В 2024 году она по многим показателям показала наихудшие финансовые результаты за последние 5 лет, и уже достигла предельного уровня закредитованности. В минтаевом секторе 47% предприятий зафиксировали убытки. История про высокую маржинальность, к сожалению, осталась в прошлом», — отметил Алексей Буглак.

Он подчеркнул, что на практике возраст судна — не главный показатель субстандартности. При своевременных ремонтах, модернизации, поддержании в хорошем техническом состоянии возрастные суда не уступают по эффективности, производительности и безопасности «новостроям». «Взять, например, траулер «Петр I», которому 32 года, но при этом за последние 6 лет он установил три мировых рекорда по вылову», — напомнил президент АДМ.

По его словам, введение ограничений на эксплуатацию возрастного флота будет препятствовать достижению стратегических целей и задач, закреплённых в государственных программных документах.

«Считаем, что обновление рыбопромыслового и транспортного флота должно происходить естественным образом с учетом экономических и производственных потребностей предприятий, без введения ограничительных мер», — заключил он.